К сожалению, мошенничество в Сети стало очень распространенным явлением. Среди действительно удобных и полезных сервисов попадаются аферисты, которые только и думают о том, как выманить с вас деньги. Но даже если вас обманули, не стоит отчаиваться! Это не означает, что деньги потеряны безвозвратно. Вернуть их можно с помощью вашего банка и международной платежной системы через чарджбэк.
В каких случаях обычно оформляют чарджбэк?
Для начала давайте разберемся, что же скрывается под понятием чарджбэк. Это слово пришло к нам из английского языка (англ. chargeback) и буквально означает “возвратный платеж”. Родоначальниками, идеологами и активными действующими лицами чарджбэка являются международные платежные системы Visa и MasterCard, а также российская “Мир”.
Отметим, большинство банков РФ сотрудничают с Visa и MasterCard. Это легко определить по характерным лого на лицевой стороне карты:
В каких случаях можно претендовать на chargeback?
- продавец не провел рефанд после отмены покупки. Такая ситуация не то чтобы обычна, но все же случается. Большинство серьезных организаций не готовы жертвовать репутацией ради сомнительной выгоды. Но, увы, продавцы услуг и товаров бывают разные;
- карта попала в руки мошенников, а операции проводились без вашего согласия. Конечно, это еще предстоит доказать. Вдруг мошенником выступает сам заявитель?;
- покупатель не получил оплаченный товар. Многие продавцы готовы поставлять продукцию только по предоплате, даже на рассматривая наложенный платеж. Важно: у продавца не должно быть никаких доказательств, что товар действительно был доставлен;
- товар не соответствует качествам и характеристикам, которые указаны в описании. Поле для споров в такой ситуации богатое, но отстоять истину вполне возможно;
- продавец оказался мошенником;
- банкомат списал деньги с карты, но не выдал наличные;
- продавец отказался от возврата товара. Тут сначала надо разобраться, подлежит ли вообще такой товар возврату;
- произошло двойное списание средств по карте;
- сумма списания не соответствует указанной стоимости товара;
- произошло ошибочное или мошенническое списание средств с карты. Покупателю предъявлен счет за покупку, которую он не совершал.
Всего международные платежные системы рассматривают 25 ситуаций, по которым может быть оформлен чарджбэк. Каждой из них соответствует определенный код.
Какова же процедура оформления chargeback?
Сторонами чарджбэка являются:
- владелец банковский карты;
- банк-эмитент кредитной карты;
- международные платежные системы MasterCard, Visa и “Мир”;
- банк, в котором открыт счет получателя денег (банк-эквайер).
Рассмотрим каждый этап при оформлении chargeback подробнее.
Первый этап. Владелец карты (он же пострадавшее лицо) должен подать в ближайшее отделение банка-эмитента карты заявление. Прежде всего, в нем должны быть указаны дата и время проблемной трансакции, номер карты, название предприятия-получателя средств и веская причина для предъявления претензий. Заявление он подкрепляет всей имеющейся об этой трансакции информацией, включая счета, переписку с продавцом, выписки служб доставки и др. С собой нужно обязательно иметь паспорт.
Важно: главным условием chargeback является соблюдение сроков обращения. Системы Visa, MasterCard и “Мир” готовы рассматривать заявки не позднее чем 120 дней после совершения операции по карте. В исключительных случаях срок может быть продлен до 540 дней. Российские банки часто устанавливают ограничительные сроки самостоятельно.
Второй этап.Банк проводит собственное рассмотрение заявления. Если оно соответствует формальным требованиям, его передадут на дальнейшее рассмотрение международной платежной системе.
Третий этап.Платежная система связывается с банком-эквайером, который обслуживает получателя средств.
Четвертый этап. Банк-эквайер передает претензии получателю. В течение 30 дней второй участник трансакции может доказать безосновательность претензий соответствующими документами. Если этого не происходит, платежная система выдает соответствующие разрешения и деньги возвращаются на счет пострадавшего.